Вернуться к тезаурусу

Угрозы обществу – Общественному единству – Утрата социальной солидарности

Фрагменты:

Документ: Одеты камнем
Ольга Дмитриевна Форш, издание 1978 г.
Тип дискурса: Художественный
«Двенадцатого марта 1923 года, в день, когда мне, Сергею Русанину, стукнуло восемьдесят три года, произошло нечто, добившее в корне мои чувства монархиста и дворянина.»
Документ: Одеты камнем
Ольга Дмитриевна Форш, издание 1978 г.
Тип дискурса: Художественный
«Зачем не погиб я с доблестью, как погибли товарищи, на поле бранном или по приговору Ревтрибунала как несокрушимый, но честный враг? Кем войду я в память потомства? Как назовут?»
Документ: Одеты камнем
Ольга Дмитриевна Форш, издание 1978 г.
Тип дискурса: Художественный
«Еще при жизни выпадает на долю иного человека умереть и будто жить снова. Вернее, какой-то оставшейся силой, объедками себя самого, таскать, пока оно не истлеет, свое изможденное тело.

Горецкий 2-й на коне, перед войском, сабля наотмашь, - так его печатали полвека назад, - и он же блюститель уборной.»
Документ: Одеты камнем
Ольга Дмитриевна Форш, издание 1978 г.
Тип дискурса: Художественный
«Михаил оборвал меня, как обычно, бунтарской речью против самодержавия и сказал:
- С корнем бы их, как крапиву, да и дворян всех туда же... И вырвем, дай срок!
Я остановил его, прося не испытывать дольше моего терпения верноподданного, ибо я обязан, по чувству долга, вызвать его на дуэль, так как донос не по мне, а пресечь его поносную речь я обязан.»
Документ: Котлован
Платонов А.П., издание 1969 г.
Тип дискурса: Художественный
«Дальше кулак встречался гуще. Уже через три двора медведь зарычал снова, обозначая присутствие здесь своего классового врага. Чиклин отдал Настю молотобойцу и вошел в избу один.
— Ты чего, милый, явился? — спросил ласковый, спокойный мужик.
— Уходи прочь! — ответил Чиклин.
— А что, ай я чем не угодил?
— Нам колхоз нужен, не разлагай его!
Мужик не спеша подумал, словно находился в душевной беседе.
— Колхоз вам не годится…
— Прочь, гада!
— Ну что ж, вы сделаете изо всей республики колхоз, а вся республика-то будет единоличным хозяйством!
У Чиклина захватило дыхание, он бросился к двери и открыл ее, чтоб видна была свобода, он также когда-то ударился в замкнувшуюся дверь тюрьмы, не понимая плена, и закричал от скрежещущей силы сердца. Он отвернулся от рассудительного мужика, чтобы тот не участвовал в его преходящей скорби, которая касается лишь одного рабочего класса.
— Не твое дело, стервец! Мы можем царя назначить, когда нам полезно будет, и можем сшибить его одним вздохом… А ты — исчезни!
Здесь Чиклин перехватил мужика поперек и вынес его наружу, где бросил в снег, мужик от жадности не был женатым, расходуя всю свою плоть в скоплении имущества, в счастье надежности существования, и теперь не знал, что ему чувствовать.
— Ликвидировали?! — сказал он из снега. — Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придет один ваш главный человек!»
Документ: Борьба трудящихся Англии за ядерное разоружение и мир (1957-1962 гг.)
С.П. Перегудов, издание 1963 г.
Тип дискурса: Историографический
«Успехи эти были одержаны вопреки упорному сопротивлению правых лейбористских и профсоюзных лидеров. В течение 1958 - 1960 гг. напуганное подъемом движения за мир правое руководство лейбористской партии совместно с БКТ трижды выступало с внешнеполитическими заявлениями, стремясь, с одной стороны, сохранить свою линию поддержки агрессивного союза НАТО, а с другой - пойти на некоторые уступки, создавая при этом видимость изменения чуть ли не всей своей политики. Подобной тактикой руководство партии пыталось отвлечь широкие массы членов партии и профсоюзов от активной поддержки борьбы за мир.»
Документ: Борьба рабочих-текстильщиков за повышение производительности труда в 1921-1925 гг.
Н.В. Полякова, издание 1959 г.
Тип дискурса: Историографический
«Такое положение особенно тяжело отражалось на интересах крестьянства, являвшегося главным потребителем продукции текстильной промышленности. Кризис сбыта грозил нарушить смычку между социалистической промышленностью и крестьянским хозяйством. В решениях XII съезда РКП (б) указывалось на необходимость улучшения сбыта промышленных товаров и уменьшения накладных расходов 63 .»
«В основе позиции т.т. Маленкова, Кагановича и Молотова, расходившейся с линией партии, лежит то обстоятельство, что они находились и находятся в плену старых представлений и методов, оторвались от жизни партии и страны, не видят новых условий, новой обстановки, проявляют консерватизм, упорно цепляются за изжившее себя, не отвечающие интересам движения к коммунизму формы и методы работы, отвергая то, что рождается жизнью и вытекает из интересов развития советского общества, из интересов всего социалистического лагеря.»
Документ: Большевистские организации и рабочее движение в Иваново-вознесенском районе в 1912-1914 годах
А.С. Бланк, издание 1956 г.
Тип дискурса: Историографический
«Весной 1913 г. передовые рабочие Иваново-Вознесенска выступили в "Правде" с решительным протестом против раскольнической политики меньшевистских депутатов в социал-демократической фракции IV Государственной думы»
Документ: Борьба за единство профсоюзного движения в Японии (1950-1953 гг.)
Е.П. Мышкин, издание 1956 г.
Тип дискурса: Историографический
«Слабостью движения являются отсутствие единства рядов рабочего класса и распыленность профсоюзов .»
Документ: Борьба за единство профсоюзного движения в Японии (1950-1953 гг.)
Е.П. Мышкин, издание 1956 г.
Тип дискурса: Историографический
«Причиной этого является глубоко укоренившееся сектантство. Ошибки сектантского характера были допущены в отношении профсоюзов (например, создание внутри профсоюзов комитетов единства из коммунистов и сочувствующих компартии лиц), в работе среди крестьян и интеллигенции"16»
Документ: Борьба заводских партийных организаций Украины за восстановление чёрной металлургии в 1924-1925 годах
В.И. Беляева, Л.Г. Гольдфарб, издание 1956 г.
Тип дискурса: Историографический
«Буржуазия может не знать о существовании основного экономического закона современного капитализма, но ее повседневные действия в погоне за максимальной прибылью: жестокая эксплуатация пролетариата, ограбление и закабаление колониальных народов, милитаризация экономики - означают, что капиталисты объективно, пусть неосознанно, используют в своих интересах основной закон капитализма, исходят из него в своей повседневной деятельности .»
Документ: Борьба заводских партийных организаций Украины за восстановление чёрной металлургии в 1924-1925 годах
В.И. Беляева, Л.Г. Гольдфарб, издание 1956 г.
Тип дискурса: Историографический
«Действительно, в антагонистическом обществе ограничена возможность как познания, так и использовал и я людьми в своих интересах объективных экономических законов, ибо частная собственность на средства производства разъединяет людей, сталкивает их противоречивые экономические интересы, порождает между ними жестокую борьбу .»
Документ: Об особенностях крестьянских войн в России
В.В. Мавродин, И.З. Кадсон, Н.И. Сергеева, Т.П. Ражникова, издание 1956 г.
Тип дискурса: Историографический
«Имущественное расслоение среди крестьянства, столь развившееся во второй половине XVIII в., в частности в Поволжье, стимулировало стремление крестьян освободиться от крепостной зависимости не только потому, что она давила крестьянина и обусловливала его нищету, но и потому, что крепостное право сковывало его хозяйственную инициативу.»
Документ: Об особенностях крестьянских войн в России
В.В. Мавродин, И.З. Кадсон, Н.И. Сергеева, Т.П. Ражникова, издание 1956 г.
Тип дискурса: Историографический
«Хотя все крепостное крестьянство в целом было против крепостничества, но боязнь за свое богатство, накопленное за счет обнищания крестьян-бедняков, нередко приводила зажиточную часть крестьянства в правительственный лагерь .»
«Коварными интриганскими действиями Берия пытался разобщить и расколоть ленинско-сталинское руководящее ядро нашей партии, дискредитировать руководящих деятелей партии и правительства каждого по отдельности, чтобы повысить свой собственный «авторитет» и осуществить свои преступные антисоветские замыслы.»
Документ: Где ты, батьку?
В.Д. Катков, издание 1907 г.
Тип дискурса: Историографический
«Идет борьба, жестокая, беспримерная в истории, русского народа. Борьба идей и борьба страстей. Борьба за самое существование русского народа и русского государства.Все отрицательные элементы государства заключили союз, чтобы разбить на голову, раздавить и уничтожить то, что всего дороже народу: его веру и его политическую самостоятельность, его нравственную культуру и будущность его детей.На помощь заклятым и вечным врагам русского народа прибыла на подмогу новая сила: предательство и трусость тех людей, которые по самому своему положению должны были бы охранять народ от его врагов. Измена и трусость мира чиновного: людей, состоящих на государственной службе, от маленького чиновника до высших сановников.»
Документ: Мать
Максим Горький (А.М. Пешков), издание 1907 г.
Тип дискурса: Художественный
«Молодежь сидела в трактирах или устраивала вечеринки друг у друга, играла на гармониках, пела похабные, некрасивые песни, танцевала, сквернословила и пила. Истомленные трудом люди пьянели быстро, во всех грудях пробуждалось непонятное, болезненное раздражение. Оно требовало выхода. И, цепко хватаясь за каждую возможность разрядить это тревожное чувство, люди из-за пустяков бросались друг на друга с озлоблением зверей. Возникали кровавые драки. Порою они кончались тяжкими увечьями, изредка -- убийством.
В отношениях людей всего больше было чувства подстерегающей злобы, оно было такое же застарелое, как и неизлечимая усталость мускулов. Люди рождались с этою болезнью души, наследуя ее от отцов, и она черною тенью сопровождала их до могилы, побуждая в течение жизни к ряду поступков, отвратительных своей бесцельной жестокостью .
»
Документ: Новая дача
Чехов А.П., издание 1899 г.
Тип дискурса: Художественный
«Как-то мужики, и Родион в их числе, ходили в свой лес делить покос, и, когда возвращались домой, им встретился инженер. Он был в красной кумачовой рубахе и в высоких сапогах; за ним следом, высунув длинный язык, шла легавая собака.
— Здравствуйте, братцы! — сказал он. Мужики остановились и поснимали шапки.
— Я давно уже хочу поговорить с вами, братцы, — продолжал он. — Дело вот в чем. С самой ранней весны каждый день у меня в саду и в лесу бывает ваше стадо. Всё вытоптано, свиньи изрыли луг, портят в огороде, а в лесу пропал весь молодняк. Сладу нет с вашими пастухами; их просишь, а они грубят. Каждый день у меня потрава, и я ничего, я не штрафую вас, не жалуюсь, между тем вы загнали моих лошадей и бычка, взяли пять рублей. Хорошо ли это? Разве это по-соседски? — продолжал он, и голос у него был такой мягкий, убедительный и взгляд не суровый. — Разве так поступают порядочные люди? Неделю назад кто-то из ваших срубил у меня в лесу два дубка. Вы перекопали дорогу в Ереснево, и теперь мне приходится делать три версты кругу. За что же вы вредите мне на каждом шагу? Что я сделал вам дурного, скажите бога ради? Я и жена изо всех сил стараемся жить с вами в мире и согласии, мы помогаем крестьянам, как можем. Жена моя добрая, сердечная женщина, она не отказывает в помощи, это ее мечта быть полезной вам и вашим детям. Вы же за добро платите нам злом. Вы несправедливы, братцы. Подумайте об этом. Убедительно прошу вас, подумайте. Мы относимся к вам по-человечески, платите и вы нам тою же монетою.
Повернулся и ушел. Мужики постояли еще немного, надели шапки и пошли. Родион, который понимал то, что ему говорили, не так, как нужно, а всегда как-то по-своему, вздохнул и сказал:
— Платить надо. Платите, говорит, братцы, монетой...»
Документ: Новая дача
Чехов А.П., издание 1899 г.
Тип дискурса: Художественный
«— Кучериха пришла! Кучериха!
— Здравствуйте, — сказала Елена Ивановна и остановилась; она помолчала и спросила: — Ну, как поживаете?
— Живем ничего, благодарить бога, — ответил Родион скороговоркой. — Известно, живем.
— Какая наша жизнь! — усмехнулась Степанида. — Сами видите, барыня, голубушка, бедность! Всего семейства четырнадцать душ, а добытчиков двое. Одно звание — кузнецы, а приведут лошадь ковать, угля нет, купить не на что. Замучились, барыня, — продолжала она и засмеялась, — и-их как замучились!
Елена Ивановна села на крыльце и, обняв свою девочку, задумалась о чем-то, и у девочки тоже, судя по ее лицу, бродили в голове какие-то невеселые мысли; в раздумье она играла нарядным кружевным зонтиком, который взяла из рук у матери.
— Бедность! — сказал Родион. — Заботы много, работаем — конца-краю не видать. Вот дождя бог не дает... Неладно живем, что говорить.
— В этой жизни вам тяжело, — сказала Елена Ивановна, — зато на том свете вы будете счастливы.
Родион не понял ее и в ответ только кашлянул в кулак. А Степанида сказала:
— Барыня, голубушка, богатому и на том свете ладно. Богатый свечи ставит, молебны служит, богатый нищим подает, а мужик что? Лба перекрестить некогда, сам нищий-разнищий, уж где там спасаться. И грехов много от бедности, да с горя всё, как псы, лаемся, хорошего слова не скажем, и чего не бывает, барыня-голубушка, — не дай бог! Должно, нет нам счастья ни на том, ни на этом свете. Всё счастье богатым досталось.
Она говорила весело; очевидно, давно уже привыкла говорить о своей тяжелой жизни. И Родион тоже улыбался; ему было приятно, что у него старуха такая умная, словоохотливая.
— Это только так кажется, что богатым легко, — сказала Елена Ивановна. — У каждого человека свое горе. Вот мы, я и мой муж, живем не бедно, у нас есть средства, но разве мы счастливы? Я еще молода, но у меня уже четверо детей; дети всё болеют, я тоже больна, постоянно лечусь.
— А какая в тебе болезнь? — спросил Родион.
— Женская. У меня нет сна, не дают покою головные боли. Я вот сижу, говорю, а в голове нехорошо, слабость во всем теле, и я согласна, пусть лучше самый тяжелый труд, чем такое состояние. И душа тоже непокойна. Постоянно боишься за детей, за мужа. У каждой семьи есть свое какое-нибудь горе, есть оно и у нас. Я не дворянка. Дед мой был простой крестьянин, отец торговал в Москве и тоже был простой человек. А у моего мужа родители знатные и богатые. Они не хотели, чтобы он женился на мне, но он ослушался, поссорился с ними, и вот они до сих пор не прощают нас. Это беспокоит мужа, волнует, держит в постоянной тревоге; он любит свою мать, очень любит. Ну, и я беспокоюсь. Душа болит.
Около избы Родиона уже стояли мужики и бабы и слушали. Подошел и Козов и остановился, потряхивая своей длинной, узкой бородкой. Подошли Лычковы, отец и сын.
— И то сказать, нельзя быть счастливым и довольным, если не чувствуешь себя на своем месте, — продолжала Елена Ивановна. — Каждый из вас имеет свою полосу, каждый из вас трудится и знает, для чего трудится; муж мой строит мосты, одним словом, у каждого свое место. А я? Я только хожу. Полосы у меня своей нет, я не тружусь и чувствую себя как чужая. Всё это я говорю, чтобы вы не судили по наружному виду; если человек одет богато и имеет средства, то это еще не значит, что он доволен своей жизнью.
Она встала, чтобы уходить, и взяла за руку дочь.
— Мне у вас здесь очень нравится, — сказала она и улыбнулась, и по этой слабой, несмелой улыбке можно было судить, как она в самом деле нездорова, как еще молода и как хороша собой; у нее было бледное, худощавое лицо с темными бровями и белокурые волосы. И девочка была такая же, как мать, худощавая, белокурая и тонкая. Пахло от них духами.
— И река нравится, и лес, и деревня... — продолжала Елена Ивановна. — Я могла бы прожить тут всю жизнь, и мне кажется, здесь бы я выздоровела и нашла свое место. Мне хочется, страстно хочется помогать вам, быть вам полезной, близкой. Я знаю вашу нужду, а то, чего не знаю, чувствую, угадываю сердцем. Я больна, слаба, и для меня, пожалуй, уже невозможно изменить свою жизнь, как я хотела бы. Но у меня есть дети, я постараюсь воспитать их так, чтобы они привыкли к вам, полюбили вас. Я буду внушать им постоянно, что их жизнь принадлежит не им самим, а вам. Только прошу вас убедительно, умоляю, доверяйте нам, живите с нами в дружбе. Мой муж добрый, хороший человек. Не волнуйте, не раздражайте его. Он чуток ко всякой мелочи, а вчера, например, ваше стадо было у нас в огороде, и кто-то из ваших сломал плетень у нас на пасеке, и такое отношение к нам приводит мужа в отчаяние. Прошу вас, — продолжала она умоляющим голосом и сложила руки на груди, — прошу, относитесь к нам как добрые соседи, будем жить в мире! Сказано ведь, худой мир лучше доброй ссоры, и не купи имение, а купи соседа. Повторяю, мой муж добрый человек, хороший; если всё будет благополучно, то мы, обещаю вам, сделаем всё, что в наших силах; мы починим дороги, мы построим вашим детям школу. Обещаю вам.
— Оно, конечно, благодарим покорно, барыня, — сказал Лычков-отец, глядя в землю, — вы образованные, вам лучше знать. А только вот в Ересневе Воронов, богатый мужик, значит, обещал выстроить школу, тоже говорил — я вам да я вам, и поставил только сруб да отказался, а мужиков потом заставили крышу класть и кончать, тысяча рублей пошла. Воронову-то ничего, он только бороду гладит, а мужичкам оно как будто обидно.
— То был ворон, а теперь грач налетел, — сказал Козов и подмигнул.
Послышался смех.
— Не надо нам школы. — проговорил Володька угрюмо. — Наши ребята ходят в Петровское, и пускай. Не желаем.
Елена Ивановна как-то оробела вдруг. Она побледнела, осунулась, вся сжалась, точно к ней прикоснулись чем-то грубым, и пошла, не сказав больше ни слова. И шла всё быстрей и быстрей, не оглядываясь.»
Документ: Новая дача
Чехов А.П., издание 1899 г.
Тип дискурса: Художественный
«Инженер, по-видимому, стал раздражителен, мелочен и в каждом пустяке уже видел кражу или покушение. Ворота у него были на запоре даже днем, а ночью в саду ходили два сторожа и стучали в доску, и уже из Обручанова никого не брали на поденную. Как нарочно кто-то (из мужиков или босяков — неизвестно) снял с телеги новые колеса и обменил их на старые, потом, немного погодя, унесли две уздечки и клещи, и даже в деревне начался ропот. Стали говорить, что надо бы сделать обыск у Лычковых и у Володьки, и тогда клещи и уздечки нашлись у инженера в саду под забором: кто-то подбросил.
Как-то шли толпой из леса, и опять по дороге встретился инженер. Он остановился и, не поздоровавшись, глядя сердито то на одного, то на другого, начал:
— Я просил не собирать грибов у меня в парке и около двора, оставлять моей жене и детям, но ваши девушки приходят чуть свет, и потом не остается ни одного гриба. Проси вас или не проси — это всё равно. Просьба, и ласки, и убеждение, вижу, всё бесполезно.
Он остановил свой негодующий взгляд на Родионе и продолжал:
— Я и жена относились к вам, как к людям, как к равным, а вы? Э, да что говорить! Кончится, вероятно, тем, что мы будем вас презирать. Больше ничего не остается!
И, сделав над собой усилие, сдерживая свой гнев, чтобы не сказать еще чего-нибудь лишнего, он повернул и пошел дальше.
Придя домой, Родион помолился, разулся и сел на лавку рядом с женой.
— Да... — начал он, отдохнув. — Идем сейчас, а барин Кучеров навстречу... Да... Девок чуть свет видел... Отчего, говорит, грибов не несут... жене, говорит, и детям. А потом глядит на меня и говорит: я, говорит, с женой тебя призирать буду. Хотел я ему в ноги поклониться, да сробел... Дай бог здоровья... Пошли им, господи...
Степанида перекрестилась и вздохнула.
— Господа добрые, простоватые... — продолжал Родион. — «Призирать будем...» — при всех обещал. На старости лет и... оно бы ничего... Вечно бы за них бога молил... Пошли, царица небесная...»
Документ: Отцы и дети
Иван Сергеевич Тургенев, издание 1862 г.
Тип дискурса: Художественный
«Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал.
-- Душевно рад, -- начал он, -- и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь... позвольте узнать ваше имя и отчество?
-- Евгений Васильев, -- отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум .
-- Надеюсь, любезнейший Евгений Васильич, что вы не соскучитесь у нас, -- продолжал Николай Петрович.
»
Комментарий: Необычно в этих деталях то, что в интеллектуальном классе оказываются разночинцы, лишенные дворянской «породы» и утонченности (красная рука, балахон), а также то, что Базаров ставит себя выше Кирсанова (не сразу подал руку). Тургенев передает ощущение утраты не столько социальной солидарности, сколько прежней сословной иерархической согласованности общественных отношений.
Документ: Отцы и дети
Иван Сергеевич Тургенев, издание 1862 г.
Тип дискурса: Художественный
«Петр, который в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барича, а только издали поклонился ему, снова скрылся под воротами .»
Документ: Отцы и дети
Иван Сергеевич Тургенев, издание 1862 г.
Тип дискурса: Художественный
« Петр глянул в сторону, куда указывал барин. Несколько телег, запряженных разнузданными лошадьми, шибко катились по узкому проселку. В каждой телеге сидело по одному, много по два мужика в тулупах нараспашку.
-- Точно так-с, -- промолвил Петр.
-- Куда это они едут, в город, что ли?

-- Полагать надо, что в город. В кабак, -- прибавил он презрительно и слегка наклонился к кучеру, как бы ссылаясь на него.
Но тот даже не пошевельнулся: это был человек старого закала, не разделявший новейших воззрений.
-- Хлопоты у меня большие с мужиками в нынешнем году, -- продолжал Николай Петрович, обращаясь к сыну. -- Не платят оброка. Что ты будешь делать?
-- А своими наемными работниками ты доволен?
-- Да, -- процедил сквозь зубы Николай Петрович.

-- Подбивают их, вот что беда; ну, и настоящего старания все еще нету. Сбрую портят . Пахали, впрочем, ничего. Перемелется -- мука будет. Да разве тебя теперь хозяйство занимает?
»
Документ: Отцы и дети
Иван Сергеевич Тургенев, издание 1862 г.
Тип дискурса: Художественный
«-- Полно, папаша, полно, сделай одолжение! -- Аркадий ласково улыбнулся. "В чем извиняется!" -- подумал он про себя, и чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу, смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства , наполнило его душу. -- Перестань, пожалуйста, -- повторил он еще раз, невольно наслаждаясь сознанием собственной развитости и свободы.»
Документ: Отцы и дети
Иван Сергеевич Тургенев, издание 1862 г.
Тип дискурса: Художественный
«Толпа дворовых не высыпала на крыльцо встречать господ ; показалась всего одна девочка лет двенадцати, а вслед за ней вышел из дому молодой парень, очень похожий на Петра, одетый в серую ливрейную куртку с белыми гербовыми пуговицами, слуга Павла Петровича Кирсанова»
Документ: Отцы и дети
Иван Сергеевич Тургенев, издание 1862 г.
Тип дискурса: Художественный
«-- Какой гранжанр! -- заметил Базаров, -- кажется, это так по-вашему называется? Герцогиня, да и полно.
-- Хороша герцогиня, -- возразил Аркадий, -- с первого раза пригласила к себе таких сильных аристократов, каковы мы с тобой.
-- Особенно я, будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук... Ведь ты знаешь, что я внук дьячка?..
-- Как Сперанский, -- прибавил Базаров после небольшого молчания и скривив губы . -- А все-таки избаловала она себя; ох, как избаловала себя эта барыня! Уж не фраки ли нам надеть?
»