Алгоритм нарратологического анализа

Алгоритм нарратологического анализа литературных дискурсов угрозы, направленный на выявление превентивных стратегий

Социокультурные угрозы в художественной литературе предстают не только в качестве темы или предмета изображения. Произведение моделирует саму ситуацию угрозы, в которую включены эмоциональные и интеллектуальные реакции героев на угрожающие факторы, гипотезы о причинах и источниках опасностей, их прямая или косвенная оценка рассказчиками разного уровня, а также — нарративные сценарии преодоления угроз. Последние тоже реализуются на разных уровнях — от рассказываемых событий (мысли и поступки персонажей) до события самого рассказывания (трактовка происходящего повествователем).

Каждое произведение моделирует угрозы своеобразно, это всегда уникальная ситуация, индивидуальное стилистическое решение и воплощенный в нем способ отношения к опасности. Поэтому определять стандартные формы репрезентации угроз и их преодоления в художественных нарративах не эффективно и не целесообразно.

Однако можно предложить некоторый общий алгоритм нарратологического анализа (см. ниже), направленный на выявление индивидуальных особенностей любого произведения. Такой алгоритм позволит пользователю, не теряя из вида сложной иерархической структуры литературного нарратива, самостоятельно проанализировать репрезентацию угроз на разных уровнях художественного целого и реконструировать доминирующую в конкретном тексте стратегию преодоления опасностей.

В данном разделе предлагается ряд аналитических этюдов, выполненных в соответствии с алгоритмом и иллюстрирующих различные стратегии преодоления социокультурных угроз, представленные в русской прозе XIX — XX вв. Здесь же читатель найдет систематизацию превентивных стратегий, характерных, по наблюдениям экспертов, для корпуса классических романов, текстов советской эпохи и современной русской литературы.

Предлагаемые материалы могут быть интересны как специалистам, так и любому пытливому читателю, интересующемуся устройством литературного текста. Их также можно использовать в образовательном процессе для освоения обучающимися процедур нарратологического анализа.

Порядок аналитических действий
  1. Выявление системы событий, составляющих нарративную «историю» данного произведения:
    1. отделение событий, образующих нарративную интригу, от событий, формирующих обстоятельства развития интриги;
    2. выявление событийного ядра интриги.
  2. Идентификация нарративной картины мира, выступающей интригообразующим фундаментом событийности данного произведения.
  3. Идентификация нарративного этоса (миросозерцательной установки, актуализируемой напряжениями и разрешениями интриги), в частности, этоса превентивности, если говорить об алармических нарративах.
  4. Определение нарративной стратегии, образуемой сопряжением картины мира и этоса.
Событие в нарратологическом понимании — изменение ситуации (материальное или ментальное), которое преобразует траекторию существования персонажа (или нескольких персонажей), то есть обладает необратимостью. Событийность противоположна процессуальности (закономерной повторяемости). Статус событийности придается сообщаемому самим актом рассказывания, который неизбежно базируется на определенной системе ценностей.
Интрига — динамика переходов от ситуации к ситуации, создающая напряжение читательских ожиданий.
Событийное ядро — комплекс событий, элиминирование которого уничтожило бы интригу и лишило текст его нарративного содержания. Помимо событийного ядра повествовательный текст обычно содержит ряд протособытий, перипетийных событий или эписобытий, усложняющих и обогащающих интригу, утрата которых ослабила бы ее, но не привела бы к исчезновению напряжения между началом и концом истории.
Нарративная картина мира — комплекс исходных допущений о самых общих предпосылках человеческого присутствия в бытии, аксиоматическая система условий событийного изменения жизни. Различаются: прецедентная, императивная, окказиональная (авантюрная) и вероятностная картины мира.
Этос — проектируемое «состояние получателя, которое возникает в результате воздействия на него сообщения» (Дюбуа Ж. и др. Общая риторика. М., 1986. С. 264). «Этически нейтральных повествований не бывает», поскольку, «предвосхищение этических интенций включено в саму структуру акта повествования» (Рикёр П. Я-сам как другой. М., 2008. С. 144).
Аналитические этюды