Дерево стратегий преодоления
СТРАТЕГИИ | ЭКСПЛИКАЦИИ | ПРИМЕРЫ | |
Акционные |
Агональная |
Противоборство открытому вторжению угрожающих факторов в стабильный жизненный уклад существования. Агенсы угрозы мыслятся «чужими» для «своих». Это стратегия войны (явной или скрытой), предполагающая обмен угрозами, инверсию позиций агенса и контрагенса. |
|
Проективная |
Активная преобразовательная деятельность контрагенса угрозы, направленная на ее преодоление. В качестве рисков мыслятся стагнация, общественная пассивность, социальная и моральная деградация, оправдываемая во имя стабильности существующего порядка. Может реализовываться в двух основных формах: радикальной и умеренной. Радикальная предполагает производство идеальных моделей будущего, социальных утопий антропологической революции (сотворение «нового человека», новый брак, новый быт, новая мораль, новые стратегии персональности). Умеренная предполагает экстраполяцию в будущее положительных тенденций прошлого и настоящего. |
||
Консервативная |
Активное противоборство дестабилизации жизненного уклада, рассматриваемого контрагенсом как устойчивая система ценностей, норм и принципов, унаследованных от предшествующих поколений и составляющих «естественный порядок вещей». Противоположна проективной, но также предполагает развитие и изменение мира, однако, лишь с учетом преемственности «старого» и «нового», не допуская революционных разрывов в ткани эволюционного развертывания общественной и личной истории. |
«Бесы» |
|
Мобилизационная |
Противостояние угрозе посредством концентрации ресурсных возможностей контрагенса, который часто оказывается наиболее ярким представителем коллектива, героем, отстаивающим его интересы. Может ограничиваться индивидуальным самоопределением. В отличие от агональной предусматривает активную защиту, но не нападение. Позиция контрагенса потенциально экстравертна (в противоположность интровертности иллюминативной стратегии): он превозмогает себя с целью внешней реализации своих внутренних возможностей. |
||
Инакционные |
Стоическая |
Предполагает со стороны пациенса внутреннее противостояние агенсу угрозы без внешнего противоборства ему («непротивление злу насилием»). Это жертвенное неподчинение. В отличие от смежной иллюминативной стратегии стоицизм не знает защитного саморазвития, строго придерживаясь прежней самоидентичности. |
|
Авторефлексивные усилия пациенса, направленные на его внутреннее преобразование в контрагенса, который предпочитает не агональное сопротивление, а дистанцирование, уход в себя, поиск точек опоры, «круга спасительных занятий», что призвано сберечь идентичность, не подвергая редукции ее ценностные основания. |
«Студент» Чехова «Скучная история» Чехова |