Е.Ю. Моисеева

Нарратологический анализ романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»

Фрагменты

Роман «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака посвящен событиям драматического периода русской истории от начала столетия до Великой Отечественной войны. Особое место в романе занимает Октябрькая революция 1917 года, вобравшая в себя все социальные, исторические, религиозные, классовые противоречия времени. Пастернак в романе определяет революцию как стихию, однако фокус его внимания сосредоточен не на историческом значении описываемых событий, но на судьбе одного человека — доктора-поэта Юрия Живаго и его семьи. Такая фокализация резко отличает роман Пастернака от множества других произведений, посвященных переломному моменту русской истории. Понимая масштаб и размах происходящего, Пастернак стремится показать, каким образом человек может сберечь свою индивидуальность, не допустить «одичания» и «озверения» собственной души в тяжелейших жизненных обстоятельствах, когда все вокруг способствует озверению.

Герой романа избирает для себя иллюминативную стратегию противостояния всем социокультурным угрозам времени и вместо принципа «око за око» пытается выработать такие внутренние механизмы борьбы с внешней угрозой, которые позволят ему остаться человеком и совершить, написать нечто значительное, «нечто остающееся». Иллюминативная стратегия (от лат. Illuminatio — свет, от англ. — illumination — озарение, вдохновение, яркость, освещенность) относится к инакционным стратегиям авторефлексивного типа и подразумевает усилие персонажа направленное, прежде всего, на самосозерцание и саморазвитие в любых обстоятельствах, погружение в себя в поисках ответа.

Возможность Юрия Живаго, благодаря «внутреннему источнику» превозмогать обстоятельства, не давая им уничтожить себя, и находить индивидуально значимые источники вдохновения многократно описана в романе. Нарратор уделяет много внимания внутренней повседневной жизни героя: мы знаем, о чем он думает, что он пишет, что он читает и этот круг «спасительных занятий» оказывается необходимым условием реализации личности в судьбе и в творчестве. Живаго удается не только преодолеть многочисленные угрозы, но и ощутить «авторскую поддержку» — Пастернак дарит ему свои стихи, и роман завершается не смертью героя, но тетрадью стихов Юрия Живаго, которому удалось реализовать и обессмертить себя в поэзии.

Многочисленные примеры реализации иллюминативной стратегии противостояния социолкультурным угрозам отмечены в тексте романа зеленым цветом.

Фрейм социокультурных угроз:
Агенс – несущий угрозу
Фрейм социокультурных угроз:
Пациенс – претерпевающий угрозу /
объект угрозы
Фрейм социокультурных угроз:
Контрагенс – противодействующий,
способствующий преодолению угрозы