Материалы корпуса

Островский Н.А.. Как закалялась сталь

Тип дискурса: Художественный

Год издания: 1934

Комментарий:

Канонический для советской (прежде всего – сталинской) литературы роман Островского является ярким примером революционного нарратива, в качестве главной угрозы постулирующего деятельность и мировоззрение врагов (немцев, петлюровцев, но прежде всего – классовых врагов пролетариата). Сюжет романа представляет собой становление революционного сознания Павла Корчагина, отчасти интуитивно, отчасти в силу обстоятельств пришедшего в ряды большевиков и принявшего активное участие в событиях Гражданской войны на Украине. Вторая часть текста посвящена борьбе Павки с болезнью и стремлением активно участвовать в политической жизни нового общества. Мотив преодоления себя, собственной немощи маркирует роман как нарратив мобилизационного типа, однако в целом картина мира героя и автора построена на понимании жизни как конфликта и борьбы (революционной, военной, политической, экзистенциальной), которая полностью подчиняет себе личность протагониста, а также становится доминирующей модальностью повествования. Метафора борьбы описывает и внутренний мир героя: борьба со своей влюбленностью в Риту, с собственными слабостями (сцена попытки самоубийства), с физической болью и т.д. Цель своей внутренней мобилизации во время прогрессирующей болезни и вообще смысл жизни стремлением найти «свое место в железной схватке за власть». Даже выход книги собственного сочинения Корчагин рассматривает как возвращение в строй «с новым оружием». Это позволяет охарактеризовать основную стратегию преодоления угроз в романе как агональную.

А.В. Корчинский

Источник (библиографическая ссылка): Островский Н. Как закалялась сталь. М.: Правда, 1982.

Источник (гиперссылка): http://lib.ru/RUSSLIT/OSTROWSKIJ/kak_zakalyalas_stal.txt

Фрагменты (тезаурус социокультурных угроз):

«Обрюзглый человек в рясе, с тяжелым крестом на шее угрожающе посмотрел
на учеников»
Угрозы индивиду – Самоидентичности – Экзистенциальной – Интеллектуальная и духовная несвобода
«Много еще мелких обид перенес мальчик от отца Василия: гонял его поп за
дверь, целыми неделями в угол ставил за пустяки и не спрашивал у него ни
разу уроков, а перед пасхой из-за этого пришлось ему с неуспевающими к попу
на дом идти сдавать. Там, на кухне, и всыпал Павка махры в пасхальное тесто»
Угрозы индивиду – Правам и свободам – Злоупотребление властью
«К концу зимы в городке разместился гвардейский кавалергардский полк. По
утрам ездили эскадронами на станцию ловить дезертиров, бежавших с
Юго-Западного фронта.
У кавалергардов лица сытые, народ рослый, здоровенный. Офицеры все
больше графы да князья, погоны золотые, на рейтузах канты серебряные, все,
как при царе, - словно и не было революции»
Угрозы индивиду – Самоидентичности – Экзистенциальной – Потеря истины/смысла жизни
«- Сматывай удочки сейчас же, - обратился Сухарько к Павке. - Ну,
быстрей, быстрей, - говорил он, видя, что Павка спокойно продолжает удить.
Павка поднял голову, посмотрел на Сухарько взглядом, не обещающим
ничего хорошего.
- А ты потише. Чего губы распустил?
- Что-о-о? - вскипел Сухарько. - Ты еще разговариваешь, рвань
несчастная! Пош-шел вон отсюда! - и с силой ударил носком ботинка по банке с
червями. Та перевернулась в воздухе и шлепнулась в воду. Брызги от
разлетевшейся воды попали на лицо Тони»
Угрозы индивиду – Качеству жизни – Рост социального неравенства
«За Романом пришли во время работы два немца и гетманец - помощник
станционного коменданта. Подойдя к верстаку, где работал Роман, гетманец, не
говоря ни слова, ударил его нагайкой по лицу.
- Идем, сволочь, за нами! Там поговорим кой о чем, - сказал он. И,
жутко осклабившись, рванул слесаря за рукав. - Там у нас поагитируешь»
Угрозы обществу – Безопасности – Социальные конфликты, революции
«Выросший в нищете и голоде, Павел враждебно относился к тем, кто был в
его понимании богатым. К своему чувству подходил Павел с осторожностью и
опаской, он не считал Тоню, как дочь каменотеса Галину, своей, простой,
понятной и недоверчиво относился к Тоне, готовый дать резкий отпор всякой
насмешке и пренебрежению к нему, кочегару, со стороны этой красивой и
образованной девушки.»
Угрозы индивиду – Качеству жизни – Рост социального неравенства
«Губернию залила лавина петлюровских банд разных цветов и оттенков:
маленькие и большие батьки, разные Голубы, Архангелы, Ангелы, Гордии и
нескончаемое число других бандитов.
Бывшее офицерье, правые и левые украинские эсеры - всякий решительный
авантюрист, собравший кучку головорезов, объявлял себя атаманом, иногда
развертывал желто-голубое знамя петлюровцев и захватывал власть в пределах
своих сил и возможностей.
Из этих разношерстных банд, подкрепленных кулачеством и галицийскими
полками осадного корпуса атамана Коновальца, создавал свои полки и дивизии
"головной атаман Петлюра". В эту эсеровско-кулацкую муть стремительно
врывались красные партизанские отряды, и тогда дрожала земля под сотнями и
тысячами копыт, тачанок и артиллерийских повозок.»
Угрозы обществу – Безопасности – Социальные конфликты, революции
«- Я, братишка, в детстве тоже был вот вроде тебя, - говорил он. - Не
знал, куда силенки девать, выпирала из меня наружу непокорная натура. Жил в
бедности. Глядишь, бывало, на сытых да наряженных господских сыночков, и
ненависть охватывает. Бил я их частенько беспощадно, но ничего из этого не
получалось, кроме страшенной трепки от отца. Биться в одиночку - жизни не
перевернуть. У тебя, Павлуша, все есть, чтобы быть хорошим бойцом за рабочее
дело, только вот молод очень и понятие о классовой борьбе очень слабое
имеешь. Я тебе, братишка, расскажу про настоящую дорогу, потому что знаю:
будет из тебя толк. Тихоньких да примазанных не терплю. Теперь, на всей
земле пожар начался. Восстали рабы и старую жизнь должны пустить на дно. Но
для этого нужна братва отважная, не маменькины сынки, а народ крепкой
породы, который перед дракой не лезет в щели, как таракан от света, и бьет
без пощады»
Угрозы обществу – Безопасности – Социальные конфликты, революции
«Сколько лет графы Потоцкие да князья Сангушки на наших горбах катаются?
Разве мало среди нас, поляков, рабочих, которых Потоцкий держал в ярме, как
и русских и украинцев? Так вот, среди этих рабочих ходят слухи, пущенные
прислужниками графскими, что власть Советская всех их в железный кулак
сожмет!»
Угрозы индивиду – Качеству жизни – Рост социального неравенства
«У спрута глаз выпуклый, с кошачью голову, тускло-красный, середина
зеленая, горит-переливается живым светом. Спрут копошится десятками щупалец;
они, словно клубок змей, извиваются, отвратительно шурша чешуей кожи. Спрут
движется. Он видит его почти у самых глаз. Щупальца поползли по телу, они
холодны и жгутся, как крапива. Спрут вытягивает жало, и оно впивается, как
пиявка, в голову и, судорожно сокращаясь, всасывает в себя кровь. Он
чувствует, как кровь переливается из его тела в разбухающее туловище спрута.
А жало сосет, сосет, и там, где оно впилось в голову, невыносимая боль»
Угрозы индивиду – Самоидентичности – Экзистенциальной – Утрата личностной самотождественности
«"Все же непонятно, товарищ Корчагин, почему вам так больно оттого, что
у Риты оказался муж? Разве когда-нибудь она говорила, что его нет? Ну а если
даже говорила, что из этого? Почему это вдруг так заело? А вы же считали,
товарищ дорогой, что, кроме идейной дружбы, ничего нет... Как же это вы
просмотрели? А? - иронически допрашивал себя Корчагин. - А что, если это не
муж? Давид Устинович может быть и брат и дядька... Тогда ты, чудила, зря на
человека освирепел. Такая же ты, видно, сволочь, как любой мужик. Насчет
брата это узнать можно. Допустим, это брат или дядя, так что же ты ей
скажешь об этом самом? Нет, ты не пойдешь к ней больше !"»
Угрозы индивиду – Самоидентичности – Экзистенциальной – Утрата личностной самотождественности
«Первый удар стройка получила на второй неделе; с вечерним поездом не
пришел из города хлеб .
»
Угрозы обществу – Безопасности – Социальные конфликты, революции
«"Убирайтесь все со станции туда, откуда явились. Кто останется, тому
пуля в лоб. Перебьем всех до одного, пощады никому не будет. Срок вам даю до
завтрашней ночи".
И подписано:
"Атаман Чеснок".
Чеснок был из банды Орлика.»
Угрозы обществу – Безопасности – Социальные конфликты, революции
«За столом сидел Артем, немного смущенный. Его женитьбу не одобряли ни
мать, ни брат. Потомственный пролетарий, Артем неизвестно почему порвал свою
трехлетнюю дружбу с красавицей Галей, дочерью каменотеса,
работницей-портнихой, и пошел "в примаки" к серенькой Стеше, в семью из пяти
ртов, без единого работника. Здесь он после деповской работы всю свою силу
вкладывал в плуг, обновляя захирелое хозяйство.

Артем знал, что Павел не одобрял его отхода, как он выражался, в
"мелкобуржуазную стихию", и теперь наблюдал, как воспринимает брат все
окружающее его здесь .
»
Угрозы обществу – Безопасности – Социальные конфликты, революции
«Рубеж - это два столба. Они стоят друг против друга, молчаливые и
враждебные, олицетворяя собой два мира. Один выстроганный и отшлифованный,
выкрашенный, как полицейская будка, в черно-белую краску. Наверху крепкими
гвоздями приколочен одноглавый хищник. Разметав крылья, как бы обхватывая
когтями лап полосатый столб, недобро всматривается одноглавый стервятник в
металлический щит напротив, изогнутый клюв его вытянут и напряжен. Через
шесть шагов напротив - другой столб. Глубоко в землю врыт круглый тесаный
дубовый столбище. На столбе литой железный щит, на нем молот и серп. Меж
двумя мирами пролегла пропасть, хотя столбы врыты на ровной земле. Перейти
эти шесть шагов нельзя человеку, не рискуя жизнью.
Здесь граница.»
Угрозы обществу – Безопасности – Социальные конфликты, революции
«Он трижды бегло пробежал по строкам, но слова упрямо повторялись:
"Скончался Владимир Ильич Ленин". Старик вскочил на ноги, Поднял спиральный
виток ленты, впился в нее глазами. Двухметровая полоска подтвердила то, во
что он не мог поверить! Он повернул к своим товаркам помертвелое лицо, и они
услыхали испуганный вскрик:
- Ленин умер!
»
Угрозы индивиду – Самоидентичности – Экзистенциальной – Потеря истины/смысла жизни
«Ему было мучительно тяжело даже
самому признаться, что силы с каждым годом убывают. Было два выхода: или
признать себя неспособным выносить трудности напряженной работы, признать
себя инвалидом, или остаться на посту до тех пор, пока это окажется
возможным. И он выбрал второе»
Угрозы индивиду – Самоидентичности – Экзистенциальной – Потеря истины/смысла жизни
«После жирной певицы, исполнявшей с яростной жестикуляцией "Пылала ночь
восторгом сладострастья", на эстраду выскочила пара. Он - в красном
цилиндре, полуголый, с какими-то цветными пряжками на бедрах, но с
ослепительно белой манишкой и галстуком. Одним словом, плохая пародия на
дикаря. Она - смазливая, с большим количеством материи на теле. Эта парочка,
под восхищенный гул толпы нэпманов с бычьими затылками, стоящих за креслами
и койками санаторных больных, затрусилась на эстраде в вихлястом фокстроте.
Отвратительнее картины нельзя было себе представить. Откормленный мужик в
идиотском цилиндре и женщина извивались в похабных позах, прилипнув друг к
другу. За спиной Павла сопела какая-то жирная туша .
»
Угрозы индивиду – Самоидентичности – Экзистенциальной – Потеря истины/смысла жизни
«От нее Корчагин узнал, что старик
деспотически грубо зажал всю семью, убивая всякую инициативу и малейшее
проявление воли. Ограниченный, узколобый, придирчивый до мелочности, он
держал семью в вечном страхе и этим снискал себе глубокую неприязнь детей и
глубокую ненависть жены, все двадцать пять лет боровшейся против его
деспотизма. Дочери постоянно становились на сторону матери, и эти
беспрерывные семейные ссоры отравляли им жизнь.
Так проходили дни, заполненные бесконечными мелкими и большими обидами.
Вторым уродом в семье был Жорж. Судя по рассказам Лели, это был
типичный хлыщ, задавака и бахвал, любитель хорошо поесть и с шиком одеться,
не дурак выпить. Кончив девятилетку, Жорж - любимец матери - потребовал от
нее денег для поездки в столичный город.»
Угрозы индивиду – Самоидентичности – Экзистенциальной – Потеря истины/смысла жизни
«Выход был один: расколоть семью - матери и дочерям уйти навсегда от
старика. Но это было не так просто. Заниматься этой семейной революцией он
был не в состоянии, через несколько дней он должен уехать и, может быть,
больше никогда не встретится с этими людьми .
»
Угрозы обществу – Безопасности – Социальные конфликты, революции
«Для чего жить, когда он уже потерял самое дорогое - способность
бороться?»
Угрозы индивиду – Самоидентичности – Экзистенциальной – Потеря истины/смысла жизни
«Получаю удар за ударом. Едва успеваю подняться на ноги после одного,
как новый, немилосерднее первого, обрушивается на меня. Самое страшное в
том, что я бессилен сопротивляться. Отказалась подчиняться левая рука. Это
было тяжело, но вслед за ней изменили ноги, и я, без того еле двигавшийся (в
пределах комнаты), сейчас с трудом добираюсь от кровати к столу»
Угрозы индивиду – Самоидентичности – Экзистенциальной – Утрата личностной самотождественности