Угрозы обществу Институтам Образования
Фрагменты:
«В то же самое утро, часу в 12-м, молодая дама сидела в одной из трех комнат маленькой дачи на Каменном острову, шила и вполголоса напевала французскую песенку, бойкую, смелую.
"Мы бедны , -- говорила песенка, -- но мы рабочие люди, у нас здоровые руки. Мы темны , но мы не глупы и хотим света. Будем учиться -- знание освободит нас; будем трудиться -- труд обогатит нас, -- это дело пойдет, -- поживем, доживем -
Ca ira {3}
Qui vivra, verra. {*}
{* Дело пойдет,
Кто будет жить -- увидит (франц.), -- Ред.}
»
"Мы бедны , -- говорила песенка, -- но мы рабочие люди, у нас здоровые руки. Мы темны , но мы не глупы и хотим света. Будем учиться -- знание освободит нас; будем трудиться -- труд обогатит нас, -- это дело пойдет, -- поживем, доживем -
Ca ira {3}
Qui vivra, verra. {*}
{* Дело пойдет,
Кто будет жить -- увидит (франц.), -- Ред.}
»
Комментарий: Безграмотность, отсутствие доступа к образованию/просвещению.
«Молодой человек взял письмо; и он побледнел, и у него задрожали руки, и он долго смотрел на письмо, хотя оно было не велико, всего-то слов десятка два:
"Я смущал ваше спокойствие. Я схожу со сцены. Не жалейте; я так люблю вас обоих, что очень счастлив своею решимостью. Прощайте" .
Молодой человек долго стоял, потирая лоб, потом стал крутить усы, потом посмотрел на рукав своего пальто; наконец, он собрался с мыслями. Он сделал шаг вперед к молодой женщине, которая сидела по-прежнему неподвижно, едва дыша, будто в летаргии. Он взял ее руку:
-- Верочка!
Но лишь коснулась его рука ее руки, она вскочила с криком ужаса, как поднятая электрическим ударом, стремительно отшатнулась от молодого человека, судорожно оттолкнула его:
-- Прочь! Не прикасайся ко мне! Ты в крови! На тебе его кровь! Я не могу видеть тебя! я уйду от тебя! Я уйду! отойди от меня! -- И она отталкивала, все отталкивала пустой воздух и вдруг пошатнулась, упала в кресло, закрыла лицо руками.
-- И на мне его кровь! На мне! Ты не виноват -- я одна... я одна! Что я наделала! Что я наделала!
»
"Я смущал ваше спокойствие. Я схожу со сцены. Не жалейте; я так люблю вас обоих, что очень счастлив своею решимостью. Прощайте" .
Молодой человек долго стоял, потирая лоб, потом стал крутить усы, потом посмотрел на рукав своего пальто; наконец, он собрался с мыслями. Он сделал шаг вперед к молодой женщине, которая сидела по-прежнему неподвижно, едва дыша, будто в летаргии. Он взял ее руку:
-- Верочка!
Но лишь коснулась его рука ее руки, она вскочила с криком ужаса, как поднятая электрическим ударом, стремительно отшатнулась от молодого человека, судорожно оттолкнула его:
-- Прочь! Не прикасайся ко мне! Ты в крови! На тебе его кровь! Я не могу видеть тебя! я уйду от тебя! Я уйду! отойди от меня! -- И она отталкивала, все отталкивала пустой воздух и вдруг пошатнулась, упала в кресло, закрыла лицо руками.
-- И на мне его кровь! На мне! Ты не виноват -- я одна... я одна! Что я наделала! Что я наделала!
»
Комментарий: Этот эпизод перекодирует ложное самоубийство Лопухова в подлинно драматическое событие, которое связано как с внутренним переживанием кризиса персональной идентичности, так и с межличностной драмой в рамках «любовного треугольника (Лопухов – Вера Павловна – Кирсанов)». Поэтому угроза здесь не ложная, а подлинная. Впоследствии Рахметов раскрывает ее суть как «ошибку» Лопухова, неверно истолковавшего чувства Веры Павловны к себе и свои виды на брак, а также – свою собственную жизненную траекторию в целом, отклонившуюся не только от теории «разумного эгоизма», но и приведшего к серьезному личностному кризису. Следовательно, угрозу, высказанную в записке Лопухова, можно интерпретировать в контексте романа как угрозу самоидентичности индивида – экзистенциальной – утрата личностной самотождественности.