Материалы корпуса

М. Г. Гиголашвили. Тайный год

Тип дискурса: Художественный

Год издания: 2017

Комментарий:

Михаил Гиголашвили (р. 1954) – прозаик и филолог, автор романов «Иудея», «Толмач», «Чёртово колесо» (выбор читателей премии «Большая книга»), «Захват Московии» (шорт-лист премии НОС). «Тайный год» – об одном из самых таинственных периодов русской истории, когда Иван Грозный оставил престол и затворился на год в Александровой слободе. Это не традиционный «костюмный» роман, скорее – психодрама с элементами фантасмагории. Детальное описание двух недель из жизни Ивана IV нужно автору, чтобы изнутри показать специфику болезненного сознания, понять природу власти – вне особенностей конкретной исторической эпохи – и ответить на вопрос: почему фигура грозного царя вновь так актуальна в XXI веке?

Источник (библиографическая ссылка): Гиголашвили М. Г. Тайный год / М. Г. Гиголашвили — «АСТ», 2017 ISBN 978-5-17-101291-5

Фрагменты (тезаурус социокультурных угроз):

«Мыши шуршат? Нет, для мышей светло, они тьму любят, как и тати ночные, что после войн, холеры и опришни участились на дорогах и проездах. Вопль в ночи – убой! Свет в ночи – налёт! Голоса во тьме – грабёж! А он-то думал опришней разбой усмирить! Какое там! После неё-то всё и разъехалось по швам: целые волости стоят сожжены, людишки разбежались, по весям шатаются, зловредством и воровским обманом промышляя. Опришня вышла из-под надзора, стала творить самовольное бесовство и беззаконие, пришлось окоротить её сильной рукой, ибо он есть длань Господня! Но теперь всё конче-но – мир ему не нужен, и он миру ни к чему…»
Угрозы культуре – Системам ценностей (деаксиологизация) – Нравственной – Рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения
«Одно хорошо – с главными злодеями разделался, с опришней за все её подлости, трусости, самовластье, сдачу Москвы, пожар, потачки крымцам, самовольные грабежи, за все её происки и мерзости расчёлся, квит-квитной, и концы обрубил! Ныне надо как бы поумнее вернуть земщине то, что опришней отнято было. Жизней не воротишь, Бог толь-ко раз вдувает дух в прах, но добро, домы и сёла возвращать надобно, чтоб не зачахла земля на корню.

Нет больше опришни! И слово такое настрого запрещено»
Угрозы культуре – Системам ценностей (деаксиологизация) – Нравственной – Рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения
«Под грохот сапог наёмника приходили колкие и острые мысли: пора перебрать бояр и дьяков, а то забыли, видать, что такое гнев Господень и как разит крестоносный меч! И тех особо взять к ногтю, кто про сеймы, рады и вече разговорцы ведёт, на московский престол посягая и на раскол державы рассчитывая. Ох, прав был тысячу раз князь-инок Вассиан, говоря: если хочешь быть истинным самодержцем, не терпи возле себя никого мудрее тебя самого и, так поступая, будешь твёрд на своём царстве. А ежели держать око-ло себя мудрейших, то поневоле будешь их слушаться, и расползётся держава, как гнилая ткань, ибо у каждого умника – своя мудрость, сколько голов – столько и умов .
»
Угрозы культуре – Системам ценностей (деаксиологизация) – Нравственной – Рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения
Угрозы обществу – Общественному единству – Нарушение взаимодействия власти и общества
«... а раньше упивался властью, порой, правда, искренне недоумевая, почему все подчиняют-ся его слову? И казнят, и умирают, и ходят в походы, и женятся по его приказу, даже без слов, токмо по движению бровей. Да будь он на их местах, давно бы такому кровососно-му зверю глотку где-нибудь на большой дороге перегрыз и царский обоз с казной в леса увёл. А они – нет, скачут вокруг колымаг, охраняют, служат…

У Ваняты Шигоны все шурья казнены, а он мне верен по гроб! У князя Свирида Му-ромского опришники устроили в доме погром, перенасилили дочерей, у сыновей отреза-ли муде и запихнули в рот князю, от чего тот задохся, – а племянник его Васята в покор-ных слугах у меня! Я бы отмстил, как отомстил проклятым Шуйским и иже с ними! А эти – нет, молчат, пятки лижут, даже не жалуются!
»
Угрозы культуре – Системам ценностей (деаксиологизация) – Нравственной – Рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения
Угрозы обществу – Общественному единству – Нарушение взаимодействия власти и общества
«Тигр Раджа, забранный тигрёнком из ханского дворца в Казани, жил в Алексан-дровке в кованой клетке, где ему при опришне время от времени подбрасывали жертву, с коей он какое-то время играл в смертные игры, а потом пожирал живьём – потроха уже тянулись в тигриную пасть, а человек, всё ещё жив, молил о пощаде, обезумев от боли и не понимая, что это конец .»
Угрозы культуре – Системам ценностей (деаксиологизация) – Нравственной – Рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения
Угрозы обществу – Общественному единству – Нарушение взаимодействия власти и общества
«– Чего молчишь? О чём думаешь? Об опришных временах? О том, что я, изверг, тоже с людей кожу сдирал? А? А? Так я если и делал такое, то лишь чтоб другим неповадно бы-ло предательствовать и клятвопреступничать, во страх и назидание!»
Угрозы культуре – Системам ценностей (деаксиологизация) – Нравственной – Рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения
Угрозы обществу – Общественному единству – Нарушение взаимодействия власти и общества
«Треть пруда была очищена ото льда, у полыньи поставлено кресло. Пешая государе-ва рать окружила пруд, молча стояла до вечера. В сумерках из дворца вышел царь, во всём чёрном, за ним Малюта вёл под уздцы коней, запряжённых в сани, где лежала царица Мария в кровоподтёках, без памяти, полголовы без волос, крепко связана и прикручена к саням. Царь спешился и громко – так, чтоб и на другом конце пруда слышно было, – объ-явил, что царица досталась ему без девства, порченая, поганая, дырявая, после чего сел в кресло, а Малюта ножом стал колоть коней в крупы, хлестать кнутом, гнать их в полы-нью. У коней гривы встали дыбом. Ржание, всплески, брызги! Малюта загонял коней всё дальше, глубже в пруд, не давал им поворотиться, и вот сани с царицей ушли под ледя-ную воду. А царь сидел в кресле на берегу и слёзы утирал .»
Угрозы обществу – Общественному единству – Нарушение взаимодействия власти и общества
«И Прошка поведал: когда Ростовское княжество к Москве отошло, то этот князь Пётр по милости государя не в застенок, а в Нижний Новгород был отправлен воеводой, но там вместо усердия принялся исподтишка мстить и гадить – нечестно служил, не про-сто тащил себе в мошну что ни попадя, а с умыслом и злобой ещё и портил всё, до чего был в силах дотянуться:

– Отмщал, значица, хотел царю покруче насолить, отомстить за свою опалу.

– А чего солил?

– А всякое непотребство деял! То при стройке гнилые доски в стену заложит – она и рухни! То реку не там, где надо, перегородит – а она и залей людей насмерть! Где пожар затеет на складах, где мор на людей напустит через жидов и отраву… Где еду гнилую во-инам скормит, где ещё что… Много худого творил этот хмыстень бесстыдный! Ну, наш государь его за то и покарал – выслал сорок всадников его взять. Князь Пётр, как их уви-дел, так жезл свой бросил наземь – мол, повинуюсь! Ещё бы не повиноваться, когда сорок хищных туйгунов на тебя нахлынут!

– Страшно!

Прошка подтвердил, забирая у обомлевшего шурина остатки калача:

– Жуть! И все как на подбор исполинские верзилы, отборные! Избили этого князя Петра кочергой, содрали с него одёжу и в чём мать родила кинули в позорные сани – де-скать, к царю на правёж тебя отвезём. И повлачили куда-то. Отъехав малость, на берегу Волги встали. «Что такое?» – спросил князь (он, нагой, замерзал и хотел быстрее в Моск-ву попасть, чтоб там перед царём как-нибудь отвертеться). «А коней напоить». – «Нет, не для коней та вода, а для меня! Пить мне её – не испить!» – заплакал князь. «Ты прав, соба-ка!» – сказал главный и отсёк ему голову прямо в санях, на задок шеей уложив. Труп сбросили в реку, а голову отвезли в Москву. Царь, увидев её, изволил по щекам похло-пать: «Ах, голова, голова, много ты плохого сотворила, а теперь молчишь, как ни в чём не бывало! Пробазарила ты свою жизнь зря! Нехорошо! Пойди охолонись!»

– Кому? Голове отрубной молвил? – не понял Ониська.

Прошка внушительно кивнул:

– Ну а кому – не мне же?! Он страсть как любит с отсечёнными главами возиться: когда на пиру отсекли голову боярину Силантьеву, то царь положил её перед собой и в рот ей кушанье ложкой вкладывал…

Ониська онемело перебирал по столу руками.

Прошка, собрав в большой ушат мисы и плошки, вынес их на лестницу, отдал охране и, довольный перепугом шуряки, продолжал:

– Да это ещё что! Ты послухай, что царь с князем Казариным сотворил! Такого и не удумаешь! Поймал того на хабаре[93] и велел разорвать его четырьмя огромадными колё-сами, а сам подбадривал, крича, чтобы помедленнее вертели колёса: «Гой-да! Не спеши! Гой-да!»

– Чего? Айда?

– Не айда, а гой-да! Гляди, и ты, ежели казнь смотреть будешь, кричи так же: «Гой-да, гой-да!». Не то, ежели царь видит, что кто-то с лица угрюм на казни стоит или, не дай Господь, слезу пускает, его тут же хватают: «И ты, изменщик, мыслишь заодно с врагом? Сочувствие выказываешь? О смерти его скорбишь, когда радоваться надо?» – шелепами охаживают, а то и того… казнят на месте… И такое бывало!
»
Угрозы культуре – Системам ценностей (деаксиологизация) – Нравственной – Рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения
«Свернул в один из переходов и по тайному ходу вылез у задней стены дворца; при-крыв лицо треухом, заспешил к своему магу и чародею, толкователю небесных путей, верному и безотказному поверенному, сподручнику, знателю ядов и снадобий, прыткому на затеи и расправы.

Сколько смертных киятров было разыграно с Бомелием! Обговорив с царём срок кончины какого-нибудь врага-боярина – скажем, через три дня пополудни, – Бомелий го-товил яд в нужных мерах и заранее тайно давал его жертве через еду, питьё, одежду или пропитанные свечи. А через три дня в полдень по приказу царя уже больная жертва явля-лась во дворец, где царь устраивал ей при всех назидание: перечислял проступки и грехи, а в конце по знаку мага кричал: «Умри, кромешник! Сдохни, иуда, ехидна!» – и жертва начинала пускать пену, шататься и умирать. Люди в ужасе склонялись перед великим ца-рём, чьё слово разит до смерти, а маг только посмеивался и плюсовал барыши – за убитых ему платилось поголовно и поштучно .

»
Угрозы обществу – Общественному единству – Нарушение взаимодействия власти и общества
«У этого разноликого московского сброда даже имени своего нет – меря, мокша, русь, весь, чудь, угры, мордва, мари, моксель и другое. Подобно фараоновой казни, Московия проникает всё глубже в наши христианские земли, разнося повсюду заразу своей грече-ской ереси, грубых нравов и зверских законов. Подобно саранче, они размножаются сре-ди нас, чтобы потом подло и предательски открывать ворота наших городов стаям своих прожорливых соплеменников. Сами же московиты ни к чему, кроме лени, пьянства, об-жорства и похоти, не склонны и не способны, по примеру своего вожака – кровопийцы-царя, голодным волком на народы бросающегося. Московиты хищны, как гиены, пово-ротливы, как лисы, неприхотливы как зайцы, и, подобно стаду баранов, подчинены свое-му зверовидному тирану, ибо только с виду они дурачки и простачки, на самом же деле опасны, злы, жестоки и готовы в любой миг идти грабить и убивать.

Но Бог их уже наказует! Стараниями нынешнего московского царя-людоеда многие их пограничные крепости пали, волости стоят сожжены и разграблены опришней, сёла покинуты смердами, на дорогах царят разбой, в городах – воровство, среди воевод – грызня и склоки, среди бояр – мздоимство и продажничество, среди князей – пря и ругня, на троне – пустота, отчего вся Московская Тартария висит на ниточке, кою следует обру-бить как можно скорее.
»
Угрозы обществу – Общественному единству – Нарушение взаимодействия власти и общества
Угрозы культуре – Системам ценностей (деаксиологизация) – Нравственной – Рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения