Материалы корпуса

Виолетта Верницкая. Польско-русские культурные переклички: образование века двадцатого

Тип дискурса: Историографический

Год издания: 2017

Комментарий:

Историографический дискурс и потеря исторической памяти
Автор рассматривает трансформацию исторической памяти об Императорском варшавском университете (ИВУ), существовавшем в польской столице в 1869–1915 гг., и попытки вычерк-нуть его из памяти поляков в угоду идеологическим и политическим соображениям.

Источник (библиографическая ссылка): гиперссылка: http://gefter.ru/archive/23052

Фрагменты (тезаурус социокультурных угроз):

«Не только среднестатистические поляки, но даже многие историки вычеркнули из памяти Им-ператорский варшавский университет (ИВУ), существовавший в польской столице в 1869–1915 годах. А между тем память о нем бережно хранят в Ростове-на-Дону, где это учебное за-ведение явилось прародителем нескольких местных вузов .»
Угрозы культуре – Культурно-исторической памяти – Конфронтационность исторической политики, политизированность дискуссий
«Из коллективной памяти поляков начали вытеснять также последние 50 лет существования столичного университета, основанного 7 (19) ноября 1816 года царем польским и императором всероссийским Александром I .»
Угрозы культуре – Культурно-исторической памяти – Конфронтационность исторической политики, политизированность дискуссий
«В последующих декадах существование ИВУ игнорировали. Даже в научных публика-циях об истории университета ученые обычно ограничивались несколькими нелицеприятны-ми комментариями. Причиной такого подхода была политика русификации, которой в 1869–1915 годах был подвергнут вуз . Действительно, историю ИВУ можно условно поделить на два периода: польский и русский. К первому относятся 1816–1831 годы (в то время заведение но-сило название Королевский Александровский университет) и 1862–1869 годы, когда универ-ситет именовали Главной школой (в 1832 году Николай I наказал поляков за Ноябрьское вос-стание закрытием университета на целых 30 лет). В то время языком преподавания был поль-ский, а преподавателями и студентами — главным образом католики (евреи и лютеране со-ставляли всего несколько процентов академического сообщества).После Январского восстания власти в Петербурге проводили политику полного слия-ния Царства Польского с остальной империей. Реорганизация затронула также Императорский варшавский университет: во время своего визита в польскую столицу министр просвещения Дмитрий Толстой заявил, что варшавский вуз «не может быть отдельной единицей на окраине государства» и поэтому «должен войти в уважаемую семью русских университетов». 12 (24) октября 1869 года Главная школа была преобразована в Императорский варшавский универси-тет. Языком преподавания и общения стал русский; преподаватели-поляки получили два года на его усовершенствование. Ректорами и руководителями кафедр и лабораторий тоже назнача-ли русскоязычных выходцев из империи. Благодаря этим нововведениям ИВУ стали воспри-нимать как «чужой» и «насаждающий великорусский патриотизм» .»
Угрозы культуре – Культурно-исторической памяти – Конфронтационность исторической политики, политизированность дискуссий
«В последние годы в Польше появилась тенденция, направленная на реабилитацию ИВУ. К 200-летию основания университета появилось несколько научных работ, посвященных его истории. Их авторы, например Роберт Гавковски, с сожалением признают, что «мы [поляки. — В.В.] вычеркнули из памяти 11 русских ректоров» . Профессор Иоанна Шиллер-Валицка пи-сала, что «стереотипы и односторонние оценки исказили восприятие ИВУ». Историк пред-приняла попытку представить историю вуза на основе научных достижений его преподавате-лей, в результате чего, по словам Шиллер-Валицкой, «в некогда отрицательном имидже заве-дения появляются светлые тона».»
Угрозы культуре – Культурно-исторической памяти – Конфронтационность исторической политики, политизированность дискуссий