Материалы корпуса

Полина Потапова. Ностальгия по СССР в российской историографии 2011–2016 годов

Тип дискурса: Историографический

Год издания: 2016

Комментарий:

Угрозы: депрессивные настроения, манипуляции общественным сознанием, Разрыв между властью и населением, Неудовлетворенность настоящим, Приватизация памяти, Манипуля-ции памятью ведут к росту противоречий в обществе
Постсоветская ностальгия в России чаще рассматривается как негативное явление, свое-образная болезнь. Стратегия российских властей в отношении советского прошлого заставляет многих исследователей усомниться в естественности ностальгии. В результате тоска по СССР не объединяет Россию, подобно Венгрии или Германии, а, наоборот, приводит к усилению противоречий в обществе

Источник (библиографическая ссылка): Источник: Векторы развития современной России. Гуманизм vs постгуманизм. Материалы XV Международной научно-практической конференции молодых ученых. 22–23 апреля 2016 года: сборник материалов / Под общ. ред. М.Г. Пугачевой. М.; СПб.: Нестор-История, 2016. С. 76–84. Гиперссылка: http://gefter.ru/archive/20539

Фрагменты (тезаурус социокультурных угроз):

«Конечно, интерес ко всему советскому можно наблюдать и за пределами Интернета. Со-гласно опросу «Левада-центра» [3], с июля 2014 года по январь 2015 года увеличилось количе-ство россиян, симпатизирующих советской политической системе. 37% респондентов назвали ее наилучшей. Это сопровождается депрессивными настроениями: все больше россиян испы-тывают страх и ожесточение . Такой же уровень симпатии к CCCР и уровень депрессивности был в кризисном 2009 году, тогда как в 2008 году сторонниками советской системы управле-ния называли себя лишь 24% россиян.»
Угрозы индивиду – Самоидентичности – Психологической – Моральные паники и травмы
«Ностальгия по Советскому Союзу часто рассматривается западными и российскими учеными и так же часто становится темой для обсуждения в прессе. Но, как отмечает антропо-лог А.В. Юрчак, оценки эпохи часто носят бинарный характер: «В них почти всегда советская культура делится по принципу бинарных оппозиций на официальную и неофициальную, “конформистскую” и “нонконформистскую”, “официоз” и “андеграунд”» [7]. Такой подход де-лает упрощенный взгляд на вещи доминирующим»
Угрозы культуре – Культурно-исторической памяти – Примитивизация истории
««Неполитическая природа ностальгических воспоминаний инкорпорируется в полити-ческие проекты, но это лишь усиливает разрыв между властью и населением . Социализм ста-новится ставкой в такой игре», — резюмируют исследователи ситуацию, сложившуюся в Рос-сии [14]. Это особенно важно для молодого поколения, ведь, согласно Надкарни и Шевченко [15], значение ностальгии для них лежит за пределами поиска рамочной концепции, под кото-рую можно подогнать свой жизненный опыт. Ностальгия для них выполняет коммуникатив-ную функцию. Они пребывают в поиске подходящей идиомы прошлого, которая позволит им оценить позитивные и негативные стороны произошедшего, найти собственную позицию от-носительно текущих социальных событий.»
Угрозы культуре – Культурно-исторической памяти – Конфронтационность исторической политики, политизированность дискуссий
«Для Эткинда постсоветская ностальгия становится следствием неудовлетворенности настоящим. Он называет ее «навязчивым состоянием», которое становится все более сильным, когда современные условия становятся более тяжелыми [18].
Схожих позиций придерживается историк и директор музея имени А.Д. Сахарова C. Лукашевский. Он также говорит, что ностальгия — это попытка уйти от настоящего, которое не оправдывает ожиданий .»
Угрозы индивиду – Самоидентичности – Психологической – Моральные паники и травмы
«Согласно Немцеву, сейчас в России идет формирование исторической политики, цель которой — приватизация памяти : «Историческая политика должна микшировать обществен-ные противоречия, представлять усредненную версию прошлого, т.е. показывать, что прошлое страны — это череда успехов, побед, в том числе военных» [23]. Таким образом, ностальгиче-ские настроения в российском обществе — результат работы политтехнологов.»
Угрозы культуре – Культурно-исторической памяти – Примитивизация истории
«О.А. Топоркова рассматривает в своей статье ностальгический опыт ГДР. Она отмечает, что «ощущение потерянности, недоверие к капитализму, трудности адаптации к коренным из-менениям, утраченные иллюзии и желание вернуться в ту эпоху, где все было понятно и срав-нительно надежно »»
Угрозы индивиду – Самоидентичности – Психологической – Моральные паники и травмы
«В современной историографии и часто в публичных выступлениях историков постсо-ветская ностальгия трактуется как нечто временное [26], обусловленное низким уровнем жизни населения и тоской по ушедшей молодости. Историки если и не сомневаются в искренности ностальгии, то видят в ней явление, присущее недостаточно рациональной или обеспеченной части населения. Например, для А.М. Эткинда ностальгия — это навязчивое состояние, для С. Лукашевского это и вовсе проявление неспособности признать правду и раскаяться в грехах предков, а М.Ю. Немцев считает, что ностальгии по СССР быть не может, есть меланхолия, но и она — следствие работы политтехнологов .»
Угрозы индивиду – Самоидентичности – Психологической – Моральные паники и травмы
«Резюмируя, можно сказать, что постсоветская ностальгия в России чаще рассматривает-ся как негативное явление, своеобразная болезнь. М. Надкарни и О.Н. Шевченко считают, что ностальгия — далеко не всегда результат политических манипуляций, но если возможность для манипуляций есть, то, скорее всего, политтехнологии будут применяться. По всей видимо-сти, стратегия российских властей в отношении советского прошлого заставляет многих ис-следователей усомниться в естественности ностальгии. В результате тоска по СССР не объ-единяет Россию, подобно Венгрии или Германии, а, наоборот, приводит к усилению противо-речий в обществе»
Угрозы индивиду – Самоидентичности – Психологической – Моральные паники и травмы