Материалы корпуса

Василий Молодяков. Профессия без корпорации? Историографическая практика 1990–2010-х годов О вере и недоверии историков-профессионалов

Тип дискурса: Историографический

Год издания: 2015

Комментарий:

Угрозы: диктат государства в исторической науке, утрата цехового единства историков, дегра-дация исторических дискуссий, Политизированность дискуссий
. На примере написания истории в 19-20 веке автор размышляет об угрозах использования ис-тории для манипуляции общественным сознанием, о политической свободе в историографии, об идеологии, риторике и фальсификации истории.

Источник (библиографическая ссылка): гиперссылка: http://gefter.ru/archive/16239

Фрагменты (тезаурус социокультурных угроз):

«Что было утрачено? Тогда казалось, что утрачена система: разрушилась система изда-тельств, рухнула система книгораспространения. Я думаю, многие помнят, как трудно было в 1990-е годы издать книгу даже в условиях свободы. Просто рухнули старые издательства, не было денег. Это было достаточно хаотичное, но свободное время. А потом уже, в нулевые го-ды и сейчас, конечно, проявляются новые тенденции к большему диктату, к большему контро-лю, к усилению мейнстрима .»
Угрозы культуре – Культурно-исторической памяти – Конфронтационность исторической политики, политизированность дискуссий
«Что касается моих претензий к Волкогонову и к Радзинскому, особенно к Радзинскому, — это существенный элемент фантазии, это снижение критериев историографической крити-ки. И я бы сказал, популяризация и попса — это разные вещи. Популяризация науке полезна, попса науке вредна .»
Угрозы культуре – Культурно-исторической памяти – Кризис профессиональных стандартов в исторической науке
«В биографии того же Зорге, коль скоро вы о нем вспомнили, есть эпизоды, которые можно толковать очень по-разному. А потом уже захлестнула волна выдумки, стерлась граница между историческим исследованием, историософским эссе и историческим романом . Я не против, исторический роман — это тоже замечательно; но необходимо, чтобы было честно раз-делено, где фикшн, где нон-фикшн.»
Угрозы культуре – Культурно-исторической памяти – Кризис профессиональных стандартов в исторической науке
«Во-первых, они сугубо политические. А второе — это их полярность и безальтернатив-ность. Могут быть только два варианта — или за красных, или за белых — и никаких других. И если ты за красных, то ты на сто процентов против белых, ты уже принадлежишь к красным, все. Понимаете, людей насильственно загоняют в политические гетто, и в таких условиях, ко-нечно, очень трудно вести какую-либо историографическую дискуссию .
Еще один момент, который я считаю очень важным, — то, что эта непримиримость, за-данная политическим противостоянием, перешла буквально в личную непримиримость, в раз-деление на «своих» и «чужих», притом что «своим» можно все .»
Угрозы культуре – Культурно-исторической памяти – Кризис профессиональных стандартов в исторической науке
«Это, возможно, крайний случай, но меня очень огорчает то, что и в профессиональной среде эти тенденции присутствуют, то есть добрые академические нравы очень существенно размылись. И то, что полностью утрачено (а я даже не знаю, было ли оно когда-нибудь), — это ощущение цехового единства историков, того, что профессиональные интересы должны стоять выше интересов какого-то клана или группы, выше политической ориентации. Этого сейчас нет, что, по-моему, очень плохо .»
Угрозы культуре – Культурно-исторической памяти – Кризис профессиональных стандартов в исторической науке
«Неважно — это из серии «кто не с нами, тот против нас». Это вообще нарастание конфронта-ционных настроений: все со всеми в конфликте, каждый в каждом видит в лучшем случае непримиримого соперника, а то и врага . Исчез позитивный настрой, настрой к сотрудниче-ству. Понимаете, это менталитет осажденной крепости. По-моему, это очень плохо.»
Угрозы культуре – Культурно-исторической памяти – Кризис профессиональных стандартов в исторической науке
«Хочешь с кем-то посотрудничать профессионально (причем я беру темы, совершенно далекие от актуальной политики, допустим, связанные с историей литературы), тебя, во-первых, сразу начинают сканировать: ты чей — ты за красных, за белых, за тех, за пятых, за де-сятых? Во-вторых, а ты вообще из какой компании, не хочешь ли ты, голубчик, пристроиться к нашему гранту? Понимаете, очень трудно сотрудничать в таких условиях.
Как мне представляется, происходит определенная атомизация профессионального со-общества .»
Угрозы культуре – Культурно-исторической памяти – Кризис профессиональных стандартов в исторической науке
«Перестроить сознание. Наверное, так должно шандарахнуть, чтобы до всех историков — и до правых, и до левых, и до средних, и до красных, и до белых — дошло, что сама профессия под угрозой, а не конкретные интересы группы историков, что сейчас запретят красных, а завтра запретят белых. Нет осознания общности профессиональных интересов вне зависимости от по-литических взглядов, а пока это осознание не появится, профсоюза не будет .
А пока не будет профсоюза, поставщики псевдоисторического трэша окончательно за-полнят все медиапространство, и влияние историков будет только что разве друг на друга, и то в пределах своей парторганизации .
»
Угрозы культуре – Культурно-исторической памяти – Кризис профессиональных стандартов в исторической науке
«Но вся жизнь российского общества, тем более его «активной фракции», настолько по-литизирована, что перескочить через эту политизированность могут только отдельные люди, но не может ни одна система . Я скажу так: у себя на Фейсбуке я никого не расфрендил, но отписался от всех, кто пишет на тему Украины — и за, и против. Это мой личный выбор, по-тому что это мой личный Фейсбук, моя лента, я сделал вот так.»
Угрозы культуре – Культурно-исторической памяти – Конфронтационность исторической политики, политизированность дискуссий
«— Вы знаете, если профессионалы подстраиваются под рынок, это очень плохо. Это уже свидетельствует о том, что они не профессионалы, а как-то меняют род своих занятий .
— Но у них появляются ресурсы! «Я бы не опубликовал биографию Риббентропа», — говорите вы, но есть некоторые биографии, которые можно публиковать, а целый ряд нельзя. За некоторые можно и пострадать, за некоторые — быть вознагражденным; тут важен выбор персоналии. То же самое с учебными пособиями.
»
Угрозы культуре – Культурно-исторической памяти – Кризис профессиональных стандартов в исторической науке