Материалы корпуса

Иван Курилла. История в эпоху победившего презентизма: инструмент борьбы за идентичность, ресурс для политики или научное знание?

Тип дискурса: Историографический

Год издания: 2017

Комментарий:

Угрозы: Историки теряют собственную профессиональную идентичность, неразвитость политического языка, политизация истории
Автор размышляет о специфике современного бытования истории и о пагубности по-пыток государства загнать ее в рамки и ни в коем случае не давать возможности задавать ка-кие-то вопросы, которые могут разрушить государственную монополию на трактовку истории. Война — это та тема, которую и пропаганда пытается контролировать, и государство. В войне видят источник того, что называется миф-основание.

Источник (библиографическая ссылка): гиперссылка: http://gefter.ru/archive/22457

Фрагменты (тезаурус социокультурных угроз):

«В России к общим переменам, характерным для других стран, добавляются наши род-ные политические особенности. Я имею в виду то, что исковеркало нашу политическую сферу за последние десятилетия, начиная с 1917 года. В этом смысле одна из самых ярких особенно-стей России, отличающая ее от большинства стран Европы или США, это то, что в России очень плохо развит язык, на котором можно говорить о политике .»
Угрозы культуре – Культурно-исторической памяти – Кризис профессиональных стандартов в исторической науке
«Помните, у Шевкунова почти десять лет назад был фильм «Византийский урок»? Там Византия оказывалась метафорой России, которая борется с проклятым Западом. Византини-сты тогда очень удивились: вот так политика добралась и до них. Или если кто-то посещал ис-торико-православные выставки, где Рюриковичи, Романовы и потом история России в XX ве-ке, то они тоже политизированы, хотя, казалось бы, от Церкви этого странно было ожидать. Поэтому неудивительно и вполне объяснимо, почему историки в России, наверное, первые из профессиональных групп стали пытаться объединиться и как-то этому противостоять. Создали Вольное историческое общество, потом была знаменитая эпопея с попыткой лишить Медин-ского степени доктора исторических наук. Историки пытаются объединиться, потому что их поставили в такие условия, что они теряют собственную профессиональную идентичность . Это касается даже тех людей, которые никогда ни в какой политике участвовать не хотели. Ко-гда создавалось Вольное историческое общество, некоторые из основателей сказали, что еще лет пять назад они ни за что ни в какую организацию не пошли бы, но дело дошло до того, что надо возвысить профессиональный голос.»
Угрозы культуре – Культурно-исторической памяти – Кризис профессиональных стандартов в исторической науке
«Но когда вдруг появилась идея « Бессмертного полка», она сразу вытеснила реконструк-торов. Быстро, как пожар, она распространилась по всей стране, и центральное место в празд-нике опять заняли ветераны, но теперь уже в виде портретов. Потом томскую телекомпанию ТВ-2, которая это организовала, закрыли. Как говорит в интервью Виктор Мучник, директор телекомпании, ему объясняли, что одной из причин этого было именно то, что они создали «Бессмертный полк». Вот так на это отреагировали в администрации президента. И я не удив-люсь, если это действительно так, если «Бессмертный полк» показался вызовом, потому что это мощная и неуправляемая в тот момент сила — люди, которые выходят на улицы .»
Угрозы культуре – Культурно-исторической памяти – Конфронтационность исторической политики, политизированность дискуссий
«Так от мощной политизации страдают и те люди, которые собираются разобраться с собствен-ной, уже в другой стране, исторической памятью. Это очень тяжелое явление, с которым про-фессиональные историки, в том числе литовские, пытаются работать, на самом деле разоблачая миф. В общем, все очень сложно, и сложность эта выходит из той политизации истории , кото-рая происходит здесь, в России.»
Угрозы культуре – Культурно-исторической памяти – Конфронтационность исторической политики, политизированность дискуссий