Материалы корпуса
← Назад к списку материалов: Историографический дискурс
В.Д. Катков. Уроки первой французской революции
Тип дискурса: Историографический
Год издания: 1907
Комментарий:
Угроза: нигилизм, распад духовности и государственности
Поддерживая ультра-консервативное направление общественно-политической мысли, В.Д.Катков напрямую связывает либеральные европейские идеи ограничение самодержавия с нравственным кризисом и угрозой распада государства в России.
Источник (библиографическая ссылка): Катков В.Д. Уроки первой французской революции // Харьковские губернские ведомости. 1907. № 224.
Фрагменты (тезаурус социокультурных угроз):
«Смута создана была, следовательно, сравнительно незначительной группой лиц, преследующих свои узкие групповые цели. Это была у нас, как и во Франции, интеллигенция, хотевшая установить свободу безбожия, свободное достижение своих хищнических целей и бесконтрольного господства над другими.»
Угрозы обществу Общественному сознанию Манипуляция массовым сознанием
«Падение религии как и всегда привело к падению нравственности. Честолюбие, властолюбие, себялюбие, стремление к земным благам овладели душами людей, которые должны были вести других по дороге добра, бескорыстия, самопожертвования. Начался процесс нравственного разложения общества, которому всеми силами помогали масоны и евреи .»
Угрозы индивиду Самоидентичности Этической Падение нравов
«Люди, которые дали наиболее сильный толчок революционному движению во Франции, так называемые жирондисты (наши кадеты), были весьма плохими политиками. Они совсем не думали, что привести в движение массы, разбередить их инстинкты, страсти и аппетиты несравненно легче, чем остановить это движение вовремя, ввести его в строго определенные рамки. Вот почему неожиданно для самих себя они из крайних левых оказались потом крайними правыми, не могли отстоять короля, умерщвления которого они искренно не желали, а потом и сами сложили свои головы на плахе, понеся заслуженное наказание за политическое легкомыслие, общее у них с нашими кадетами.»
Угрозы обществу Национальной безопасности Государству Дестабилизация внутриполитической и социальной ситуации
«Наша политическая история не шла и не может идти по дороге истории французского или иного западного государства. В основу западноевропейских государственных построек положен принцип двоевластия, который до сих пор продолжает вредить делу правильного ведения внешней и внутренней политикиЭто именно раздвоение светской и духовной власти, при такой организации последней, которая заставляет ее добиваться прав власти светской. Это двоевластие и конкуренция обеих властей ослабляют и ту, и другую в борьбе с тем злом, в котором лежит человеческий мир. Эта борьба двух властей дала возможность злым силам народа сплотиться и при помощи богатства и ума взять как бы в плен государственную власть монархов, лишив их возможности при помощи разных конституций свободно и по совести служить народу .»
Угрозы обществу Национальной безопасности Государству Дестабилизация внутриполитической и социальной ситуации
«Легкомысленные реформаторы, отправившиеся в поиски за лучшим на Запад, где жизнь разрушается то двоевластием, то атеизмом, лишающим власть монархическую всякого духовного содержание и ореола, - эти реформаторы, называются ли они кадетами, или социалистами, ничего доброго нашей стране не принесут .»
Угрозы обществу Национальной безопасности Государству Дестабилизация внутриполитической и социальной ситуации