Материалы корпуса
← Назад к списку материалов: Историографический дискурс
В.Д. Катков. О русском Самодержавии
Тип дискурса: Историографический
Год издания: 1906
Комментарий:
Угроза: нигилизм, распад духовности и государственности
Поддерживая ультра-консервативное направление общественно-политической мысли, В.Д.Катков напрямую связывает либеральные европейские идеи ограничение самодержавия с нравственным кризисом и угрозой распада государства в России.
Источник (библиографическая ссылка): Катков В.Д. О русском Самодержавии // Харьковские губернские ведомости. 1906. № 264-266.
Фрагменты (тезаурус социокультурных угроз):
«Основу русской государственности составляет, как известно, Верховная Самодержавная власть Всероссийских Императоров (ст. 4 Основных Законов). Как ни важна для жизни русского государства идея Самодержавия, приходится, однако, к сожалению констатировать, что среди считающего себя образованным русского общества только немногие, по исключению, понимают смысл и значение этой центральной идеи русского государственного строя. Сбитое политическими софизмами и ложной философией, увлеченное внешнею стороной западной цивилизации русское общество в большинстве случаев смотрит на Самодержавие как на пережиток древнего патриархального быта, которому рано или поздно суждено историей отойти в область преданий, сойти с мировой сцены прогрессирующего уклада государственной жизни. Ссылаются на мнимые законы истории, на пример многих государств, выросших в других условиях, на авторитете якобы науки, на мнения и заключения людей, не связанных духовно с народом, воспитавшим идею Самодержавия тысячелетней историей своих страданий и подвигов, поражений и побед, горя и радостей...»
Угрозы культуре Системам ценностей (деаксиологизация) Идеологической Обесценивание культурной самобытности
«Чем меньше внутренней связи между составными частями населения, тем менее в состоянии они управлять сами собою, тем нужнее для них внешняя, отрешенная от них власть. В отрешенности, абсолютизме этой власти лежит для них гарантия беспристрастия. Такими абсолютными властелинами были, например, римские императоры, образец последующих самодержцев. Быть равным для всех может только тот, кто ни с кем особенно не связан, кто одинаково близок и одинаково далек для каждого, кто стоит вне, абсолютен. Эти элементы абсолютного можно найти у каждого автократа, хотя не в одинаковой мере: у средневековых королей Европы, у турецких султанов, у духовных самодержцев - пап. Элементы абсолютного в каждой императорской власти - неизбежны и необходимы. Чтобы быть выразителем воли различных групп населения, нужно в частности не выражать вполне ни одной из них, т.е. иметь собственную свою волю: быть абсолютным.»
Угрозы культуре Системам ценностей (деаксиологизация) Идеологической Обесценивание культурной самобытности
«Лев Толстой, этот идеолог-анархист, на вопрос одного посетителя-француза в день последней своей годовщины (1906 г.), от чего больше всего страдает Россия, отвечал: от недостатка власти, без власти не может существовать ни одно общество, и власть, есть то, в чем больше всего нуждается Россия, власть, прежде всего, конечно, внутренняя, поддерживаемая добровольной нравственной дисциплиной. Где нет этой самодисциплины, самообуздания, самоподчинения, там выступает суррогат их - власть внешняя. Чем больше распущенность, чем больше элементов непокорных в обществе, тем больше потребность в сильной внешней сдерживающей власти...»
Угрозы обществу Безопасности Угрозы конституционному строю/национальной безопасности
«... Россия распалась бы, если бы в сердце народа погасла любовь и преданность самодержавным Царям...Самодержавие имеет, следовательно, цену само по себе. Оно оправдывается утилитарными соображениями, независимо от тех или иных верований народа, от его душевного уклада, независит от степени просвещения и любви к индивидуальной свободе. Это последний якорь спасения для самого просвещенного и самого свободолюбивого общества - якорь спасения от государственного крушения и анархии.»
Угрозы обществу Национальной безопасности Государству Социальные конфликты, революции
«В то время как на Западе стремление к богатству, служение "золотому тельцу" возведено в принцип, по воззрению русского народа богатство - соблазн и грех, а обогащение совершается фактически по человеческой греховности. В то время как на Западе власть есть затаенное желание всех и каждого, даже простолюдина, предающегося политике в меньшей мере, чем его соотечественники, только по недосугу, - для русского народа власть - тягота или соблазн, к которому стремятся только люди извращенные или не имеющие в душе высших интересов.»
Угрозы культуре Системам ценностей (деаксиологизация) Идеологической Обесценивание культурной самобытности
«Требуют такого упразднения или ограничения не народ, а разные "социалисты" и "демократы". Но говорит Ренан (с.49): "Эгоизм, источник социализма, и зависть, источник демократии, не создадут ничего, кроме общества слабого, неспособного противостоять могущественным соседям". Самодержавие - святыня русской народной жизни, оплот против разрушающего влияния социализма и демократии, оно создало то, чем мы связаны, что придаст смысл нашему существованию. Самодержавие создало Россию, и, выросшая в иных условиях, чем западные государства, Россия или будет жить под эгидой Самодержавия или падет вместе с ним.Падение России и добиваются враги Самодержавия, не всегда, правда, сознательно.»
Угрозы культуре Системам ценностей (деаксиологизация) Идеологической Обесценивание культурной самобытности