Когнитивно-дискурсивные исследования
Макрофрейм социокультурных угроз
В ходе создания макрофрейма рассмотрены наиболее типичные представления о феноменах, которые, с точки зрения социокультурных сущностей (людей, институтов, идей), представляют потенциальную опасность / угрозу для значимых для них структур социального порядка (иерархий, ценностей, норм).
— онтологически — угроза как нечто, что реально угрожает группе или обществу в целом
— как социокультурный конструкт, — угроза как нечто, оказывающее сильное воздействие на картину мира (в том числе — языковую) людей той или иной эпохи и реализующееся в дискурсивных практиках.
Концептуальная область СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УГРОЗЫ может быть структурирована как макрофрейм. При этом его слоты представляют макроконцепты, являющие собой достаточно высокий уровень абстрагирования. Макроконцепты соответствуют субординатному уровню когнитивной категории. Такими слотами макрофрейма стали: «социальные угрозы», «культурные угрозы», «коммуникационные угрозы», «правовые угрозы», «идеологические и эпистемологические угрозы», «этические и ценностные угрозы», «потеря идентичности как социокультурная угроза».
Ситуационный фрейм «противодействие угрозе пандемии»
В процессе изучения когнитивных механизмов концептуализации и репрезентации социокультурных угроз был создан ситуационный фрейм социокультурной угрозы [Pozdnyakova, Zabotkina 2018:295], что позволило установить многонаправленные связи между агенсом угрозы, пациенсом и противодействующим угрозе контрагенсом. На данном рисунке фрейм адаптирован к конкретной социокультурной угрозе — распространению COVID-19.
Представленная схема демонстрирует три подфрейма данного фрейма, которые могут рассматриваться как концепты базового уровня. Первый — собственно сама инфекция (COVID-19), ставшая реалией глобального мира с такими ее последствиями, как быстрая и неконтролируемая передача инфекции и высокая смертность (черная стрелка в направлении контрагенса). В исследуемом материале описание вируса представлено различными способами языковой объективации, позволяющими рассматривать его как неодушевленного агента. С одной стороны, вирус является потенциальной угрозой, способной передаваться и вызывать смертность населения. В то же время, поскольку COVID-19 обладает такой характеристикой, как способность к распространению, он концептуализируется как реальная угроза (черная стрелка в направлении пациенса на схеме).
Второй подфрейм — пациенс, объект угрозы, подвергшийся тем многочисленным случаям заболеваний, которые поразили население многих стран планеты. Люди как пациенсы либо оказались пораженными инфекцией, либо вынуждены были подчиниться распоряжениям властей и изолироваться. Оба вектора развития ситуации позволяют рассматривать их как претерпевающих угрозу.
Третий подфрейм демонстрирует присутствие в ситуации распространения коронавируса контрагенса как силы, способной противодействовать воздействию неодушевленного активного агента. Контрагенс сохраняет свои активные характеристики и направляет силу противодействия на агента (белая стрелка с черным контуром). Еще одно направление взаимодействия возникает между контрагенсом и пациенсом. Рассматриваемая социокультурная ситуация описывает действия контрагенса, который не только противодействует агенту, но и взаимодействует с пациенсом, вовлекая его в процесс противодействия (меры самозащиты) и осуществляя меры по предупреждению и излечению заболевания (двухконечная белая стрелка с черным контуром).
Третий, субординатный уровень фрейма, демонстрирует основные признаки для каждого из трех концептов базового уровня. Эти признаки негативной силы агента; признаки состояния угрозы, которые претерпевает пациенс, и в основном созидательные, превентивные и конструктивные признаки, характеризующие контрагенса.
Fake news
Особенности структуры события УГРОЗА создают возможность для намеренной референциальной неоднозначности события, представляющей собой наличие более чем одной интерпретации одной и той же ситуации реальной действительности или же отсылающей коммуникантов к двум различным ситуациям.
Значение fake news фиксирует информацию о «вымышленной истории, кажущимися реальными новостями, распространяемые в СМИ, наиболее часто создаваемыми с целью оказания влияния на политические взгляды (либо с целью розыгрыша).
Особое внимание в ходе реализации проекта было уделено анализу новых концептов, потенциально ассоциируемых со СКРЫТЫМИ УГРОЗАМИ, среди которых выделяются FAKENEWS, ALTERNATIVE FACTS, ALTERNATIVE TRUTH и некоторые другие.
Ниже схематично представлено соотношение объемов концептуальной информации анализируемых лексических единиц.
Концептуальные метафоры преодоления социокультурных угроз
Аксиологическая типология текстов Корпуса (фрагмент)
Тип ценности |
Название произведения |
Автор |
Период создания |
Тип дискурса |
Размер аудитории |
Концептуальная метафора, реализуемая в тексте |
Абсолютная ценность |
«Бесы» |
Ф.М. Достоевский |
1870-1872 |
художественный |
большая |
ВЕРА — ЭТО ФУНДАМЕНТ НЕВЕРИЕ — ЭТО БОЛЕЗНЬ НОСИТЕЛИ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ — ЭТО ОДЕРЖИМЫЕ |
«Война и мир» |
Л.Н. Толстой |
1863-1869, 1873 |
художественный |
большая |
ИСТОРИЯ НАРОДА — ПУТЬ, ОПРЕДЕЛЕННЫЙ БОГОМ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА — ПУТЬ, ОПРЕДЕЛЕННЫЙ БОГОМ ДУХ НАРОДА — ФИЗИЧЕСКАЯ СИЛА СТРАДАНИЯ — ФИЗИЧЕСКОЕ ОЧИЩЕНИЕ |
|
Относительная нематериальная ценность |
«Война и мир» |
Л.Н. Толстой |
1863-1869, 1873 |
художественный |
большая |
ВОЙНА — ЭТО ПОЖАР ВРАГ — ЭТО ЗВЕРЬ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ВРАГА — ЭТО ПОЛОЖЕНИЕ ВНИЗУ ДЕМОРАЛИЗОВАННАЯ АРМИЯ — ЭТО СТАДО ВОЙНА — ЭТО ТЕАТРАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ГОРОД — ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ |
Статьи («Нужны ли принципы», «Украинцы и малороссы», «Чего нам не хватает», «Великая ложь нашего времени», «Нечто о реакции», «Спасающая личность и спасающая идея», «В чем наша опасность», «Внешняя опасность и внутреннее разъединение») |
Л.А. Тихомиров |
1910-е гг. |
публицистический (исторический) |
большая |
РЕВОЛЮЦИЯ — ЭТО РАЗРУШЕНИЕ ЗДАНИЯ; ИСКАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ — УБИЙСТВО; РАЗДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ — ЭТО РАСЧЛЕНЕНИЕ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА |
|
«Очерки русской смуты» |
А.И. Деникин |
1921-1926 |
публицистический (исторический) |
большая |
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ИДЕИ — ЭТО ЯД ДЕМОРАЛИЗАЦИЯ АРМИИ — ЭТО РАЗЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМА РЕВОЛЮЦИЯ — ЭТО ДВИЖЕНИЕ В ПРОПАСТЬ РЕВОЛЮЦИЯ — ЭТО РАЗРУШЕНИЕ ЗДАНИЯ |
|
Статьи и выступления («Александр Пушкин как человек и характер», «Государственное дело Столыпина», «Памяти героя», «Русскому рыцарю», «Культура сердца») |
И.А. Ильин |
1920-1930-е гг. |
публицистический (исторический) |
большая |
ГОСУДАРСТВО — ЭТО КОРАБЛЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВОЛЯ — ЭТО ИСТОЧНИК ВЛАГИ ОТСУТСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВОЛИ — ПУТЬ В ТУПИК РЕВОЛЮЦИЯ — ЭТО УРАГАН ЭМИГРАНТЫ — ЭТО УСТАЛЫЕ ПУТНИКИ |
|
Относительная материальная |
«Война и мир» |
Л.Н. Толстой |
1863-1869, 1873 |
художественный |
большая |
ГОРОД — ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ (базовый уровень), реализуется в виде двух метафор субординантного уровня ПОКИНУТАЯ ЖИТЕЛЯМИ МОСКВА — УЛЕЙ БЕЗ МАТКИ МОСКВА ПОСЛЕ ВЫХОДА ВОЙСК НАПОЛЕОНА — МУРАВЕЙНИК |
Таблица-типология текстов Корпуса угроз, отличающихся наибольшей степенью насыщенности реализациями ценностно релевантных концептуальных метафор. Параметры классификации: 1) тематический (тип ценности); 2) хронологического (период создания текста); 3) широта аудитории. Характер тематического наполнения текста рассчитывался с опорой на аксиологические теории Н. О. Лосского (1935 / 2000) и Г. П. Выжлецова (1996, 2010, 2016); принимался во внимание ценностный тип реализуемых в произведении концептов; выделялись: а) концепты, соотносимые с абсолютной ценностью («Бог», «вера»); б) концепты и категории, соотносимые с производными ценностями, к числу которых были отнесены ценности нематериальные (напр., «любовь», «добро», «красота», «истина», «верность»); в) материальные ценности: материальные ценности, потенциально способствующие реализации ценностей нематериальных (напр., «благосостояние общества» как условие социальной стабильности); собственно материальные ценности (напр., «деньги»).